Сиэтл 
29 апреля 2024, 10:47
Новости партнеров

100 лет Леониду Гайдаю, великому мастеру!

100 лет Леониду Гайдаю, великому мастеру! Новости

В этот вечер в Доме кино собралось столько людей, что не только яблоку негде было упасть, а даже семечке от яблока.

Люди стояли и сидели в проходе, теснились по двое в одном кресле, "свисали" с верхнего этажа, заглядывали из коридора. Но никто не роптал. Один раз в сто лет можно потерпеть… В зале царило какое-то необыкновенно торжественное настроение, словно сам мэтр сейчас должен был подняться на сцену.

Организовали этот праздник Гильдия режиссёров, Гильдия актёров Союза Кинематографистов России и Центральный Дом кинематографистов. Идейным вдохновителем и ведущим этого вечера стал драматург Аркадий Инин, работавший с Леонидом Иовичем на его последних картинах "Частный детектив, или Операция "Кооперация" и "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди". Оригинальное название вечера "Бамбарбия Киргуду", что означало "100 лет Леониду Гайдаю, великому мастеру", говорило само за себя.

100 лет Леониду Гайдаю, великому мастеру!

"Мы долго думали, как отметить юбилей Гайдая, — поделился со зрителями своими мыслями Аркадий Яковлевич, — в какой форме, чтобы это было неординарно, а так как у Гайдая практически в каждом фильме — алкоголь, красивые женщины и застолье, то и вечер решили устроить в жанре застолья".

Как оказалось, этот жанр наиболее пришёлся по вкусу присутствующим, потому что подняться на сцену и выпить за память великого комедиографа нашлось много желающих, среди которых оказались: Александр Зацепин, Дмитрий Харатьян, Леонид Ярмольник, Лариса Долина, Валентина Теличкина, Игорь Ясулович, Леонид Каневский, Юрий Чернов и многие другие.

С экрана к собравшимся обратилась жена Гайдая — актриса Нина Гребешкова.

"Леонид Иович навсегда останется с нами, со своей семьёй, но и, конечно, его творчество принадлежит зрителям. В этот вечер мы порадуемся, за то, что Леонида Иовича так помнят и чтят, и обязательно улыбнёмся его шуткам".

100 лет Леониду Гайдаю, великому мастеру!

К сожалению, Нина Павловна присутствовать на этом празднике не смогла, но приехала её дочь Оксана Леонидовна. А Дмитрий Харатьян сообщил, что недавно виделся и разговаривал с Ниной Павловной, и она отлично выглядит в свои 93 года.

Оркестр весь вечер исполнял мелодии Александра Зацепина (эту музыку режиссёр использовал в своих фильмах) и создал в зале праздничную атмосферу. Тут же, на экране, стали оживать знаменитые кадры из всеми любимых картин. Зал подпевал и повторял афоризмы из показанных отрывков, навсегда вошедшие в нашу жизнь.

Аркадий Инин мудро заметил, что если каждого россиянина разбудить ночью и спросить фразу из гайдаевского фильма, то он всенепременно вспомнит хоть одно крылатое выражение:

  • "Жить, как говорится хорошо, а хорошо жить — еще лучше!"
  • "Икра чёрная, икра красная, заморская икра — баклажанная!"
  • "Всё уже украдено до нас…"
  • "Детям — мороженое, его бабе — цветы"
  • "Не виноватая я, он сам пришёл"
  • "Нет, я не трус, но я боюсь"
  • "Губит людей не пиво, губит людей — вода"
  • "Я не знаю, как у них там на Западе, а у нас управдом — друг человека"

Вдогонку перечисленным афоризмам, зал выкрикивал свои примеры крылатых фраз. Их оказалось бесчисленное количество, на гайдаевском языке разговаривает вся страна.

"Я много-много лет не видел такого переполненного зала, — выступил со сцены Леонид Ярмольник. — Это потому, что Гайдай! Действительно не помню, чтобы было столько зрителей. Недавно ехал из Петербурга в Москву, и весь поезд смотрел его фильмы и смеялся без остановки. Я почти уверен, что они смотрели эти фильмы в тридцатый или сороковой раз. И всё равно невозможно оторваться. Я думаю, что он самый любимый режиссёр в нашей стране.

Когда я ещё был студентом, мы с Сашей Абдуловым заглядывали в каждую дверь на "Мосфильме" и спрашивали: "Молодые и талантливые актёры не нужны?" Нам везде отвечали: "Уйдите, не мешайте работать".

Почему я это вспомнил. Я в нескольких фильмах сыграл у Гайдая, но больше всего мечтал сыграть Хлестакова в фильме "Инкогнито из Петербурга". Я умолял Леонида Иовича, у меня даже были пробы, но утвердили не меня, а Серёжу Мигицко. Я говорю про эту картину, потому что это не самая удачная работа Гайдая. И потом, когда я встречался с режиссёром, то говорил ему: "Вот, видите, а всё потому, что вы снимали не меня". И он каждый раз, когда меня видел кричал: "Лёня, я помню, помню…"

Я очень переживаю по сей день, что мало работал с этим режиссёром и считаю себя обделённым человеком. Но если сказать правду, то наши внуки и правнуки будут смотреть его картины, потому что Гайдай — победитель на все времена".

100 лет Леониду Гайдаю, великому мастеру!

Зрители ждали выступления актрисы Натальи Варлей, сыгравшей в фильме "Кавказская пленница"" главную роль, но Наталья Владимировна в этот день праздновала 100-летие Гайдая в Иркутске, где Леонид Иович учился в школе, работал в театре, там жили его родители. Актриса записала видеообращение и обещала прислать в этот вечер вместо себя своего помощника. Но случилась небольшая техническая неувязка.

Помощником оказался ослик по имени Ося, внук того самого ослика, который сыграл вместе с актрисой в знаменитом гайдаевском фильме. Ося категорически отказался подниматься по лестнице в зал и остался на первом этаже.

Аркадий Инин немного расстроился из-за упрямства "артиста", но, чтобы немного задобрить зрителей, предложил после концерта подойти взять автограф у Оси и у него.

Завершил вечер актёр Леонид Каневский, который рассказал, как был чрезвычайно рад, тому, что снимался в фильме Гайдая.

"Я увидел такой переполненный зал, — подытожил Леонид Семенович, — и не удивился. У нас были классики: Пушкин, Сухово-Кобылин, Гоголь, а Леонид Гайдай несмотря на то, что он наш современник, классик навсегда. Его фильмы будут смотреть и следующие сто лет, и следующие двести, и даже триста. Будут получать удовольствие и кайфовать.

Когда меня утвердили в его фильм "Бриллиантовая рука", для меня это было необыкновенное счастье. Мне для роли сшили костюм. Прилетаю в Баку на съёмки, захожу в костюмерную и вижу — катастрофа! Костюм болтается, никуда не годится. Гайдай это тоже видит. Мы перебрали какие-то кофты, рубашки. Наконец, я выхожу к режиссёру в одних брюках и говорю: "Леонид Иович, ну ничего нет". Он меня видит и вдруг говорит: "Стоп, а кто тебе это костюмчик справил?". Я говорю: "Это папа с мамой справили…" "Вот в нём и будешь сниматься", — решил режиссёр.

И я снимался в фильме полуголый в одних брюках. Потом впоследствии девушки при встрече меня спрашивали: "Скажите, а волосы на груди были наклеенные или это ваши?"

Я хочу выпить за Гайдая. За то счастье, которое мне выпало сняться в его фильме!"

100 лет Леониду Гайдаю, великому мастеру!

Гайдай и его картины — достояние всей страны. Но именно Леониду Иовичу пришлось больше всех подвергаться критике и цензуре, много раз доказывать, что советский кинематограф, который всегда придерживался строгого жанра соцреализма, имеет право на некоторое количество юмора и остроумных шуток, а порой и нелепых трюков. Поэтому критики гайдаевские картины не всегда хвалили, а наградами и премиями режиссёра не баловали. Зато режиссёра обожал народ, и голосовал за его фильмы кошельком. Картины Леонида Гайдая принесли государству многомиллионные сборы.

Вопреки зрительской любви и кассовому успеху, признание к мастеру пришло поздно. В 1993 году режиссёра не стало, и лишь в 1994 году его отметили наградой "Человек года". Супруга комедиографа, принимая награду, сказала, что, несомненно, его могли порадовать гораздо раньше, потому что Гайдай, снимая своё кино и придумывая шутки, говорил: "Люди так трудно живут, пусть они хоть немного посмеются.  

06/02/23 Источник: https://ayakub.mirtesen.ru/blog/43907238200/100-let-Leonidu-Gaydayu-velikomu-masteru-
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Больше новостей