Сиэтл 
25 апреля 2024, 14:25
Новости партнеров

Кто виноват в гибели футбольной команды «Пахтакор»

Кто виноват в гибели футбольной команды «Пахтакор» Спорт

Спустя почти сорок лет в этой истории остается много загадок: ходили слухи и о спецкоридоре для Брежнева, и о секретных учениях, которым помешал обычный рейсовый самолет

Летом 1979 года произошла одна из ужаснейших авиакатастроф за всю историю СССР, а также в истории мирового спорта. В небе столкнулись два самолета. Жертвами стали 178 человек, среди которых были 17 футболистов из ташкентской команды «Пахтакор». Яркую и перспективную команду любили на всем пространстве СССР и прочли ей большое будущее. Эта в буквальном смысле «смерть на взлете» потрясла тогда не только нашу страну.

В произошедшем обвинили диспетчеров, они попали за решетку, но истинных виновных трагедии пытаются искать до сих пор.

Ничто не предвещало

Ранним субботним утром 11 августа в аэропорту Ташкента собрались пассажиры рейса на Минск, среди которых были 14 футболистов «Пахтакора» (в переводе на русский – «Хлопкороб»), а также администратор, врач и второй тренер команды. Аэрофлотовский Ту-134 поднялся в воздух вовремя, в 11.30.

Из Челябинска в Кишинев на 20 минут раньше вылетел другой Ту-134, тоже пассажирский. Полетами этих и других бортов руководили с земли, как обычно, диспетчеры. В Харьковском центре управления в то утро дежурила команда диспетчеров под началом Сергея Сергеева.

До сих пор не известно, почему старший смены доверил курировать наиболее сложный участок молодому стажеру с опытом работы всего в пару месяцев — Николаю Жуковскому. За ним наблюдал более опытный диспетчер Владимир Сумской. И это было нарушением — согласно инструкции, только старший смены, то есть сам Сергеев, имел право контролировать работу.

Роковая ошибка

Небо в тот день было сплошь покрыто облаками. На высоте 8400 метров два самолета мчались навстречу друг другу. Неопытный Жуковский ошибся в расчетах, решив, что они благополучно разойдутся, ведь разница во времени пересечения одной и той же точке, по его расчетам, составляла 3 минуты.

Когда до столкновения оставалось менее минуты, на табло взглянул Сумской — и схватился за сердце. Быстро сориентировавшись, диспетчер дал указание одному из сближавшихся самолетов набрать высоту. В ответ среди разноголосья эфира услышал: «Принято...» - дальше было не разобрать, в тот момент на связи находилось чуть ли не полсотни самолетов. Почему Сумской не убедился в том, что приказ достиг адресата? Теперь уже не выяснишь... На самом деле «Принято» ответил командир экипажа «Ила», а не «Ту». А оба самолета на скорости 800 км/ч столкнулись в небе над Днепродзержинском...

Черная свадьба

В деревне Куриловка полных ходом шло свадебное застолье, народ веселился, поздравляя счастливых молодых. И вдруг с неба прямо на головы нарядных радостных людей посыпались обломки рухнувшего самолета, останки погибших, разодранные вещи, а на проводах повисла красная дорожка из салона самолета...

На расстоянии сотни метров все было усыпано страшными последствиями катастрофы. Говорят, несколько человек, наблюдавших это, умерли от остановки сердца, не выдержав жуткого зрелища. Кто-то бросился на колени и начал молиться, кто-то, наоборот, поспешил к месту падения в надежде поживиться... Ту свадьбу в Куриловке помнят по сей день. В деревне установлен памятный обелиск жертвам авиакатастрофы.

Под грифом «секретно»

В Советском Союзе не принято было во всеуслышание объявлять о крупных катастрофах. Ни по телевидению, ни в центральных газетах ничего не сообщили, лишь «Правда Востока» опубликовала маленькую заметку на последней полосе.

Однако по стране быстро поползли слухи. Более 30 лет происшествие было засекречено, хотя оно вызвало огромный резонанс — еще бы, ведь кроме обычных пассажиров погибла целая футбольная команда! Ничего удивительного, что выдвигались разные версии.

Сразу заговорили о том, что большое скопление самолетов в воздушном коридоре в тот день было обусловлено перелетом главы государства — Леонида Брежнева — на отдых в Крым. Для правительственного самолета действительно в тот день «расчистили» высоту 10 тысяч метров. Только на борту был не Брежнев, а один из высокопоставленных чиновников. Сам же Брежнев к тому времени уже находился в Крыму.

Одни утверждали, что в правительственном самолете путешествовал первый секретарь компартии Украины, другие — что это был монгольский партийный лидер, летевший к Брежневу.

Звучала также версия о том, что один из самолетов случайно попал в засекреченную зону и был сбит советскими ПВО во время учений — из-за халатности и разгильдяйства. Может быть, он летел над оборонным объектом... Но эта версия опровергается тем, что, по имеющейся информации, на этой территории не проводилось никаких учений. Да и останки сбитого самолета сильно отличались бы от лайнера, разбившегося в результате столкновения.

Колесо судьбы

Иногда бывает: человек расстроился из-за опоздания на самолет, а потом выясняется, что опоздание спасло ему жизнь, потому что самолет разбился. Катастрофа 11 августа 1979 года — не исключение. Один из тех, кто должен был лететь, - Анатолий Могильный, - опоздал на рейс, не рассчитав время. Массажист «Пахтакора» Анатолий Дворников накануне отмечал день рождения и проспал. Старший тренер Олег Базилевич отправился в Минск на день раньше — по семейным обстоятельствам.

Но на борту оказалось и несколько человек, которых там не должно было быть. 18-летний футболист Сирожиддин Базаровдолжен был лететь как раз накануне, вместе с игроками второго состава, но опоздал, и его решили взять на борт с основным составом команды. Михаил Ан, травмированный незадолго до того, приехал в аэропорт, чтобы проводить ребят, и спортсмены уговорили его лететь с ними — для поддержки.

Виновные ответили

Судебные заседания по делу разбившихся самолетов длились 9 месяцев. Виновными были признаны диспетчеры — Сумской и Жуковский. Они получили приговор — по 15 лет каждому в колонии общего режима. Владимир Сумской вышел на свободу через шесть с половиной лет — за хорошее поведение. Николай Жуковский, по непроверенным данным, покончил с собой, не в силах вынести груз вины. Старший смены — Сергей Сергеев — не привлекался к делу даже в качестве свидетеля. Почему — неизвестно.

На месте падения белорусского самолета через 30 лет после аварии был установлен памятник от футбольного братства бывшего СССР.

Спорткомитетом СССР была собрана новая команда «Пахтакор» - спортсменов искали по всем советским футбольным клубам. Среди перешедших был московский спартаковец Валерий Глушаков, дядя нынешнего капитана красно-белых Дениса Глушакова. И уже 23 августа был проведен матч между новым «Пахтакором» и «Араратом».

На три года за «Пахтакором» сохранили место в высшей лиге. Команда продолжала выступать в чемпионате СССР до распада страны, а потом более 10 раз становилась чемпионом и обладателем Кубка Узбекистана.

22/03/18 Источник: https://www.eg.ru/sport/489470/
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Больше новостей